Статьи из блога

Строительство БАМ

Строительство БАМа комсомольцами ударниками
Строительство БАМа комсомольцами ударниками
Карта БАМа
Карта БАМа

Байкало – Амурская магистраль, является самым большим и дорогостоящим инфраструктурным объектом СССР. Главной причиной строительства было создание резервного ж/д сообщения к Дальнему Востоку на случай войны с Китаем, т.к. Транссиб пролегает у самой границы. Второй - освоить регионы Дальнего востока и Сибири, тем самым начать разрабатывать крупнейшие в России месторождения меди, угля и полиметаллов.

Проектные работы начались еще в 1926 году. Впервые использовали аэрофотосъёмку. Специально для нее были разработаны гидросамолёты и построена целая сеть гидропортов. Благодаря фотосъёмке удалось составить карты местности Дальнего Востока. Проектно-изыскательские работы длились 13 лет.

В начале строительства, в условиях вечной мерзлоты, безлюдной тайги, скал и бурных рек, инженеры и рабочие попросту покидали стройку, которых и так было недостаточно. К тому же отсутствовало должное снабжение строительства стройматериалами, спецтехникой, спецодеждой и т.п. Не было инфраструктуры для обслуживания стройки – жилья, заводов, автобаз. Поэтому был сформирован так называемый Бамлаг, состоящий из заключенных. Их трудом началось строительство БАМа.

Заключенные на строительстве БАМа
Заключенные на строительстве БАМа

Силами заключенных велись даже земляные работы, с помощь тачек и лопат в день необходимо было разработать 8 кубов земли, чтоб получить дневную норма питания. Кроме сооружения ж/д магистрали, строилась целая инфраструктура – вокзалы, заводы, поселки и города для обслуживания БАМа. Дополнительно, были задействованы армия и железнодорожные войска. Начиная с 70х БАМ объявляли «всесоюзной ударной комсомольской стройкой» на которую начали съезжаться молодые специалисты, инженеры и рабочие. У немцев закупили самосвалы Магирус – Iveco, около 10 000 штук, белорусский МАЗ поставлял «Ураганы». Были сделаны спецзаказы на строительную технику у Японии в количестве 800 штук. В 1989 БАМ сдана в эксплуатацию. За исключением самого сложного участка Северо-Муйского тоннеля, его сдали в 2003 году.

Стоит упомянуть, в строительстве БАМа сыграла большую роль пропаганда СССР – народ верил в силу партии и рабочий класс, в связи с этим в архивных документах часто встречаются факты самоотверженного труда и массового энтузиазма. Все были объединены единой целью – создание нового общества.

В процессе сооружения БАМа, было разработано и проверенно много технологий и методов строительства в условиях вечной мерзлоты. Построено 4 287 км ж/д пути, 10 тоннелей, более двух тысяч мостов.

Стоимость строительства внушительная - около 18 млрд. рублей на 1991 год.

Маз 7310 'Ураган' с расходом 98 л/100км =) Комсомольцы БАМа
Маз 7310 "Ураган" с расходом 98 л/100км =) и комсомольцы БАМа
Теги: